История порта

Строительство порта и вокзала началось одновременно весной 1933 года. Сюда пришли землекопы, плотники, каменщики, бетонщики, арматурщики. (После окончания строительства многие из них остались работать в порту на разных должностях). Работать приходилось в трудных условиях. Опыта строительства портов не было. И несмотря на все трудности Северный порт и вокзал были построены за четыре года и восемь месяцев -в срок, установленный партией и правительством. 

Химкинское водохранилище - большой искусственный водоем, вытянувшийся длиной с севера на юг (7 км.) и шириной около 900 м. Оно образовалось после того, как речку Химки перегородили плотиной высотой в семиэтажный дом. С открытием канала в Северный порт стали прибывать из Сормова буксирные пароходы. В 1939 году пассажирский флот был передан на баланс речному вокзалу и на техническое обслуживание - Хлебниковским судоремонтным мастерским. 

В последующие годы для работы на канале и водохранилищах были поострены две серии буксирных колесных пароходов типа «Дубна» мощностью по 200 лс (10 единиц) и «Мирон Дюканов» мощностью 300 лс (7 единиц). Все они были связаны с работой Северного порта, доставляли плоты, строительные материалы в баржах и другие грузы. В годы войны коллектив порта успешно справился с заданием по снабжению населения Москвы дровами, картофелем, овощами. Навигация 1944 года характеризовалась дальнейшим повышением творческой активности работников речного транспорта. 

В послевоенные годы широко развернулось строительство в столице. Строились дома, предприятия, мосты, дороги ... Для этого потребовались миллионы тонн минерально - строительных материалов. В 1954 году было принято решение о прекращении перевозок нерудных материалов автомобильным транспортом непосредственно из карьеров в Москву, о сокращении дальних перевозок внутри города и об увеличении перевозок водным транспортом. 

В последние годы порт занимается только выгрузкой минерально – строительных материалов, доставляемых с берегов устья Сози и Московского моря. В год порт перерабатывает более 3.5 мил. Тонн песчано-гравийной смеси. Непрерывном потоком идут автомашины из порта во все районы Москвы, доставляя песок на стройки. В этом немалая заслуга коллектива порта. 

Все суда, прибывающие в порт, обрабатываются комплексной механизацией, которая составляет более 90%. 

Важное значение имеет перспективное развитие порта, что определяется его выгодным географическим положением. Он находится вблизи кольцевой автострады, имеет хорошие шоссейные подъездные пути и практически может обслуживать не только крупнейшие предприятия Москвы в обширном экономическом районе, тяготеющие к порту, но и через кольцевую автостраду- любое предприятие города и доставлять грузы в основном вне центра города. 

В 70-х годах развернулось грандиозное строительство жилого массива в Химки - Ховрино (Ленинградский район). Северному порту было поручено обеспечить минерально - строительными материалами новые объекты. Ежедневно в порт прибывали суда и нескончаемым потоком автомашины увозили из порта песок, гравий, щебень. 

Северный порт является единственным из портов, способным принимать современный, большегрузный речной флот грузоподъемностью 5 тысяч тонн. Проход таких мощных судов, например, в Южный порт лимитируется габаритами мостов и недостаточными глубинами на Москве-реке. Преимущество Северного порта имеет важное значение и для транспортного обслуживания предприятий не только Ленинградского района, но и всех организаций Москвы, и будет постоянно возрастать так как определено главное направление в техническом развитии речного флота - переход на строительство крупнотоннажных судов и составов, в том числе смешанного (река-море) плавания. 

От Химкинского водохранилища начинаются речные пути, связывающие Москву с морями. Водные пути отсюда идут к большой Волге и Московскому морю, к Верхней и Нижней Волге. 

История Московского Северного порта прочно связана с Москвой-рекой и Волгой, которые породнились в 1937 году. 

Канал имени Москвы был первым в нашей стране крупным гидротехническим сооружением, разрешившем задачу комплексного использования водных богатств Волги. 

Свое начало канал имени Москвы берет у города Дубны. Его трасса длиною 128 километров тянется с севера на юг. Одновременно были комплексно решены три важнейших народнохозяйственных задачи : создан прямой водный путь от Волги до Москвы, обеспечено бесперебойное снабжение города питьевой водой, решена энергетическая проблема - пришли в движение турбины Карамышевской и Перервинской ГЭС. Канал связал Москву-реку с великой русской рекой Волгой, а через нее - с Балтийским, белым и Каспийским морями. А в 1952 году Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, соединивший Волгу с рекой Доном, открыл сквозной путь из Москвы в Черное и Азовское моря. Таким образом, Москва - столица нашей Родины - стала портом пяти морей. 

Реконструкция внутренних водных путей коренным образом изменила весь облик речного транспорта. Произошло и качественное изменение речного флота : увеличение мощности, грузоподъемности, пассажировместимости и скорости хода судов. Улучшаются условия работы и быта плавсостава. Созданы новые типы грузовых и пассажирских судов. 

В порту организовано комплексное обслуживание транспортного флота. Через диспетчерский аппарат и соответствующие службы по заявкам судов производится их снабжение топливом, продовольствием, навигационными материалами. 

В перспективе развития Московского Северного порта, с целью сокращения потока грузовых судов по каналу имени Москвы и более полного использования для отдыха трудящихся водохранилищ Подмосковья, предусматривается строительство в районе Дмитрова нового порта для перевалки грузов с речного на железнодорожный транспорт. Кроме того, предполагается создать на канале специализированные причалы грузополучателей для выгрузки из судов соли, автомашин, импортных и других грузов. 

К концу навигации 1941 г. в погрузочно-разгрузочных работах начали принимать участие строительные батальоны Красной Армии и рабочие колонны, создаваемые из числа военнобязанных, непригодных к строевой службе. 

Помимо перегрузочных работ, связанных с эвакуационными перевозками, в механических мастерских порта приступили к выполнению оборонных заказов и ремонту боевой техники. 

После войны в целях повышения рентабельности работы в 1965 г. Минречфлотом было утверждено новое положение о порте и пристани. 

Увеличение пропускной способности причалов и повышение уровня механизации перегрузочных работ оставалось главной задачей в области развития хозяйства порта, при этом важное значение придавалось улучшению организации работ, распространению передовых приемов труда рабочих и коллективов. 

В конце 50-х годов в Северном порту была построена дополнительная железлбитонная причальная стенка длиной 150м. 

Наряду с повышением интенсивности переработки грузов специалисты порта активизировали работу по внедрению механизации зачистки судов от остатков навалочных грузов. 

Уровень комплексной механизации перегрузочных работ за семилетку возрос и составил в 1965 г. 92,7% против 81,5%, достигнутых в 1958 г. 

Для ускорения обработки флота в навигацию 1975 г. были специализированы 4 причала с портальными кранами. А для ускорения оборачиваемости автотранспорта действовали весы по 25 т. грузоподъемности. Оперативное руководство перегрузочными работами и вывозом продукции осуществлялось специально созданной оперативной группой из представителей порта, автотранспортной организации и грузополучателей. 

В навигацию 1980 г. комплексное обслуживание флота было предоставлено почти 6000 судам, в том числе 3021 грузовым теплоходам, а в навигацию 1985 г. комплексным обслуживанием воспользовались более 4000 транспортных судов. 

Несмотря на повышение пропускной способности причалов, внеплановые стоянки флота все еще имели место. Особенно напряженное положение создавалось в осенний период, когда на одних и тех же причалах обрабатывались суда с овощами, бумагой и тарно-штучными грузами. Отрицательно влияло на работу и несвоевременный вывоз с территории порта навалочных грузов, недостаточность складских площадей и , безусловно, нарушение графика прибытия судов в порт. 

С 90-х гг. Северный порт приобретает новый статус предприятия и образуется ОАО «Северный порт», в результате чего порт получает второй этап развития. 

Рейтинг@Mail.ru